СИНДРОМ ОТЛИЧНИКА — СИНДРОМ НЕУДАЧНИКА

СИНДРОМ ОТЛИЧНИКА - СИНДРОМ НЕУДАЧНИКА Это может показаться странным, но наблюдения подтверждают: многие из тех, кто блистал в школе, учился на пятерки, был гордостью мамы/папы/учителей, во

Это может показаться странным, но наблюдения подтверждают: многие из тех, кто блистал в школе, учился на пятерки, был гордостью мамы/папы/учителей, во взрослой жизни совершенно теряются. А то и вовсе становятся «лузерами».Отчего так Ведь, кажется, у отличников все в порядке и с интеллектом, и с амбициями, и с внутренней дисциплиной. Так почему же покинув школу (вуз) они вдруг теряют позиции, оказываясь далеко позади бывших троечников Причин тут несколько.
Но сначала оговорюсь: речь, конечно же, не обо всех отличниках. И прочитав этот текст, вы сами это поймете.
Итак, что такое «синдром отличника» и почему во взрослой жизни он превращается в синдром неудачника
Причина первая: неверная мотивация
Глобально мы, человеки, мотивированы двумя вещами: достижением и избеганием. Мотивация достижения: я иду к какому-то результату. Деньги, власть, любовь, развитие и так далее, и тому подобное. И действую, чтобы этого достичь.
Мотивация избегания: я стремлюсь не допустить какого-то результата. Ошибки. Неудачи. Бедности. Одиночества и так далее. Я действую, чтобы уйти от чего-то.
Лучше всего разницу иллюстрирует известная фраза: можно убегать от бедности, а можно идти к богатству. Думаю, вы поняли.
Так вот ребенок с синдромом отличника мотивирован избеганием. Чего хочет избежать такой отличник Глобально нелюбви. Отвержения ( в первую очередь со стороны родителей). Как правило, у такого ребенка в анамнезе есть сценарные решения «Радуй других» и «Будь лучшим». Казалось бы, именно этим достижением этого он и мотивирован, да Но это иллюзия. Ибо в основе мотивации такого отличника лежит бессознательный страх. Страх быть ХУЖЕ, страх огорчить (не порадовать) значимых взрослых. Ребенок прикладывает усилия чтобы избежать этого.
А засада мотивации избегания вот в чем: она дает мощный ресурс, но ограниченный во времени. Условно говоря, ребенок действует из избегания до конца учебы (в школе и вузе). А потом все. «Бензин кончается».
Причина вторая: разрушение схемы
Нет, на самом деле такая мотивация избегания (не быть хуже, не огорчать значимых людей) сохраняется и после школы. И такой человек продолжает двигаться, стимулируемый этим страхом. Так отчего же он не достигает того же успеха, что и в школе
Все дело в том, что во взрослой жизни ломается привычный алгоритм получения одобрения. В чем для отличника выражается это одобрение, пока он учится в школе/вузе Верно, в высоких оценках. Простая и понятная схема: выучил материал, продемонстрировал знания получил пятерку. И эта пятерка для ребенка гарантия того, что он не хуже, что значимые взрослые (родители) будут рады.
А во взрослой жизни какие критерии оценки Что здесь является пятерочкой Зарплата У вчерашнего выпускника вуза она, как правило, низкая. Не тянет на отлично. Карьера Опять же, за очень редким исключением, все начинают с низких должностей, и карьеру еще сделать нужно. А у людей с синдромом отличника это получается плохо опять же, в силу того, что старый алгоритм одобрения не работает, а нового они создать не могут. И вот тут, кстати, мы переходим к причине номер три.
Причина третья: социальный интеллект.
Знаете, почему школьные троечники чаще всего во взрослой жизни оказываются успешнее отличников За годы учебы они прокачивают два вида интеллекта социальный и эмоциональный. Эти дети учатся психологической и коммуникативной гибкости: они вынуждены договариваться, выкручиваться, решать проблемы, находить нестандартные способы, действовать не по шаблону, не по алгоритму. Они прокачивают обаяние и устойчивость. Они учатся исправлять ошибки и поэтому не боятся их. Неудачи их закаляют, а не разрушают. Они учатся адаптироваться к обстоятельствам и переменам. И когда эти дети выходят во взрослую жизнь, они очень быстро приспосабливаются к новому, выстраивают схемы взаимодействия.
Всего этого не умеют большинство отличников: им не нужно было этому учиться, ведь был понятный и без сбоев работающий алгоритм. Потому, как правило, у таких вот отличников социальный интеллект развит слабо, и они никак не могут адаптироваться, приспособиться к новым обстоятельствам, к другим правилам жизни.
Причина четвертая: ложные цели
Чаще всего синдром отличника появляется у тех детей, которых, говоря упрощенно, неверно ориентировали. Неправильно нацелили, если хотите. Они воспринимают отличные оценки как цель. Другими словами, учатся не ради знаний, а именно что ради пятерочек. Замену которым, как уже говорилось выше, очень трудно найти во взрослой жизни.
И здесь я хочу вернуться к тому, о чем сказала в начале: не все отличники мотивированы избеганием. Есть те, кто учится потому что интересно, есть те, кому учеба просто дается легко, есть те, кто уже в этом возрасте осознает некие свои цели за пределами школы стать кем-то, достичь чего-то и так далее. Для таких детей отличные оценки не цель, а просто побочный результат на пути к какой-то истинной цели. Это один вариант. Второй это когда пятерки, золотая медаль и красный диплом являются средством достижения какой-то действительно важной цели. Вот такие отличники остаются успешными и во взрослой жизни.
Автор: Н. Шатц.

Источник

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *