Человек, нарисовавший Новый год.
✍ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ЗАРУБИН, русский советский художник и мультипликатор, подарил нам целый мир забавных зверушек. За 30 лет работы автора в свет вышло более 1,5 миллиарда открыток и конвертов с его рисунками.
Творчество Владимира Зарубина – это наше детство, ностальгия и любовь, добро и улыбки. Несколько поколений россиян помнят его чудесные открытки со зверятами, Дедом Морозом, детишками и снеговичками. Они были самыми популярными в стране. Милые герои, простые душевные сюжеты, словно иллюстрации к сказкам, завораживали и никого не оставили равнодушными. Их дарили, коллекционировали и даже экспонировали на выставках.
Однако жизнь самого художника была полна ярких красок в детстве, а потом страшных дней, испытаний, разочарований. Непростая судьба и
печальный конец достались замечательному человеку.
В 1925 году в небольшой деревне Орловской области в семье Зарубиных родился третий сын. Мальчик рос очень одаренным, и родители в меру сил поощряли его увлечение рисованием. Так, например, отец подсказал Володе начать собирать собственную коллекцию открыток. В те годы получить по почте от родных красивую картинку с небольшим письмом было настоящей радостью. Именно это счастье, связанное с почтальоном и вестью от далеких друзей, художник сумел сохранить в памяти и затем воплотить в собственных рисунках. Коллекция у маленького Вовы собралась, кстати, очень солидная – около пяти тысяч разноцветных карточек. Такая не у каждого мальчишки была!
Во время войны семью раскидало по свету. Старшие сыновья ушли на фронт, а младший попал в оккупацию и был вместе с другими односельчанами отправлен в Германию, где ему пришлось в тяжелейших условиях до 1945 года работать на одном из заводов в Руре. Несколько раз чуть было не попал под расстрел, но, к счастью, выжил. После освобождения из плена в 1945 году Володя пошёл служить в советскую армию. Закончил службу в 1949 году, переехал жить в Москву, пошел работать на завод, учился в вечерней школе.
Вместе с огромной армией детей, переживших страшные годы, Владимир Зарубин сумел догнать и получить то, что отняла у него война – старшие классы школы, студенческие годы.
Талант Зарубина не оставался незамеченным. Владимир работал художником на московских заводах, в Министерстве угольной промышленности. Он усиленно нагонял то, чего лишила его война. Ещё во время учебы в школе занимался при киностудии «Союзмультфильм» на курсах художников-мультипликаторов, и много лет затем талантливый художник трудился на этой киностудии. 25 лет она была для Владимира Зарубина местом работы.
Глядя на его открытки, мало кто догадывался, что этот же художник был автором образов из сотни любимых советских мультфильмов: «Маугли», «Ну, погоди!», «По следам бременских музыкантов», «Раз — горох, два — горох», «Тайна третьей планеты», «Жил-был пёс» и множества других.
Открытки он начал рисовать в 1962-м году. Эпоха соцреализма была очень строга к любому виду творчества, а тем более – к тому, которое «шло в массы», поэтому каждую новую картинку должен был одобрить худсовет. Первые образцы ежиков и зайчиков ставили членов комиссии в тупик: что это – новое слово в советском искусстве или образчик капиталистического упадничества
От многих идей приходилось отказываться, но художник продолжал рисовать в своем стиле, и миллионы простых людей проголосовали за него, выбирая его мишек на санках, снеговиков, наряжающих елку, и зайчат с цветами, спешащих поздравить кого-то в сказочном лесу с днем рождения. Так открытки Владимира Зарубина стали неотъемлемой частью советского быта. Мало кто знал имя художника, однако все пытались перерисовать его милых зверушек.
Для художника, рисующего открытки, Владимир Зарубин был достаточно известен. У него скоро появились поклонники, которые писали мастеру. Современники вспоминают, что он всегда отвечал на эти письма. Характер этого человека был, наверное, с первого взгляда виден в его работах: искренний, открытый, очень добрый – именно таким он был и в жизни, поэтому поклонники его творчества, получая в ответ письма, полные тепла, не были разочарованы в своем кумире. К сожалению, перестройка выбила художника из колеи. В 90-х годах ему шел уже седьмой десяток, а в этом возрасте подстраиваться под мир, который рушится на глазах, очень сложно. Открытки катастрофически теряли актуальность, казалось, что почтовые перевозки вообще скоро канут в Лету, поэтому художнику пришлось менять специфику работы. Чтобы выжить, он вынужден был бегать по маленьким издательствам, пытался получить хоть какие-то деньги за свою работу, но это выходило все хуже.
Однако работать он не переставал, до последних дней из-под его кисти выходили такие милые и знакомые зверушки, которые вдруг перестали быть нужными. Однако силы человека не безграничны. После очередного телефонного звонка из разорившегося издательства, получив известие, что денег за работу последних недель он не получит, Владимир Зарубин слег с тяжелейшим сердечным приступом. Он умер от инфаркта, и сын, который был с ним рядом, ничем не смог помочь 70-летнему отцу, а скорая помощь, к сожалению, опоздала. Несмотря на то, что в период с 60-х по 90-е годы было выпущено огромное количество — более 1,5 миллиарда открыток с рисунками Владимира Зарубина, сегодня они ценятся у коллекционеров. Некоторые считаются раритетами и стоят очень дорого. В филокартии даже существует самостоятельное направление — коллекционирование открыток Владимира Зарубина.
Кстати, если хорошо поискать, то наверняка у каждого, рожденного в СССР, найдется где-нибудь в стопке старых открыток или в альбоме образец творчества этого прекрасного художника. Его работы настолько узнаваемы, что подписи не требуют.
И сегодня привлекает внимание ценителей жанра и простых любителей прекрасного творчество Владимира Ивановича Зарубина.
Самый добрый художник страны всегда надеялся, что его открытки помогут людям стать добрее. Он оставил после себя такую же добрую память. Пусть немногие знают его имя, но всем нравятся нарисованные им мультипликационные персонажи и открыточные зверушки!
Общий тираж открыток, конвертов, календарей составил огромную цифру − 1 588 270 000 экземпляров!
Свежие комментарии